Храм Преподобного Иоанна Затворника Святогорского г.Бердянск - 013 14.09.2011 Молебен на новолетие
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Московский Патриархат Украинская Православная Церковь Бердянская Епархия

Храм Преподобного Иоанна Затворника Святогорского г.Бердянск

Новости

Все новости

013 14.09.2011 Молебен на новолетие

14.09.2011

Молебен на новолетие

У древних народов начало года совпадало с возрождением природы. Так, древние римляне начинали отсчёт года с марта месяца. Именно у них появился обычай: позд­равлять друг друга с Новым годом и дарить подарки. Сначала существовало правило, обязывавшее подчинённых делать по­дарки начальникам, но постепенно обычаи этот стал всеобщим.

Законоположения Моисея, по которым жили древние из­раильтяне, устанавливали началом года месяц авив, совпадаю­щий по времени с нашим мартом-апрелем.

Много лет тому назад и на Руси первым месяцем года был не январь, как ныне, а март. Затем, по примеру греков, от которых мы приняли Православную веру, начало года было перенесено на первое сентября. Это имело большое основание для народа: трудовая пора оканчивалась, хлеб был запасён, и можно было спокойно встречать новолетие. И в ту далёкую пору Новый год встречали торжественно и празднично. Царь в Кремле прини­мал народ, и каждый, будь то боярин или простолюдин, мог прийти в Кремль, подойти к царю и попросить у него правды и милости. Но, по примеру европейских государств, Пётр I уста­новил начинать отсчёт года с первого января. В декабре 1699 го­да на Красной площади был оглашён царский указ:

- Перенести празднование Нового года на первое января и вести счёт годам не от сотворения мира, а от Рождества Хрис­това. По дорогам жечь костры, стрелять и пускать ракеты...

Как известно, Новый год принято встречать ровно в пол­ночь. Часы бьют двенадцать, и все поздравляют друг друга.

- С Новым годом! С новым счастьем! - слышится повсюду.

Каждый как будто действительно ждёт какого-то нового особенного счастья в новом году. Но существует также благоче­стивый и добрый обычай: встречать Новый год не дома с бокалом в руке, а в храме с молитвою на устах и в сердце.

Не так давно в разных частях нашего обширного отечества можно было встретить свои обряды встречи Нового года. На­пример, в белорусских деревнях к этому дню было приурочено чествование козлика. Что же это за козлик?

Когда родился Спаситель, то тут же в пещере, уверяет пре­дание, находился козлик, который подбирал на рожки сено и укрывал им от холода Божественного Младенца.

Народ наш богат поверьями и обычаями, которые сложи­лись под влиянием живой народной фантазии, но не следует забывать, что порою в них много суеверия и язычества.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый церковный год (новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта).

Всякий новогодний праздник - довольно условная дата, и первое сентября юлианского календаря - не исключение. Откуда же взялась традиция начинать церковный год с этой даты?

Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к 1 сентября, а начинается праздником Пасхи. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался три месяца спустя - 1 декабря, в день памяти пророка Наума. И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось 1 марта. Александрийские ученые обосновывали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно 1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения - субботе. От первого марта александрийцы начинали отсчет пасхального года, высчитывая фазы луны и сопоставляя их с воскресными днями (Пасху праздновали в первое воскресение после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия).

Дата же 1 сентября является данью гражданской византийской традиции. Эта дата сменила привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи - в царствование Константина Великого (4 век). Начало индикта- это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт - одна пятнадцатая часть индиктиона, 15-летнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Существует мнение, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.

Священное Предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.


Назад к списку